Подзаголовок сайта
Регулировка тепловых зазоров клапанов механизма газораспределения
Отрегулировать тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел. Зазор необходим для обеспечения герметичной посадки клапана на седло при тепловом расширении деталей во время работы двигателя.
Величина зазора на холодном двигателе устанавливается: для впускного клапана - 0,25-0,30 мм, для выпускного клапана — 0,35-0,40 мм.
Для 1, 2, 3 и 4-го цилиндров передний клапан — впускной, а для 5, 6, 7 и 8-го цилиндров — выпускной. Увеличение или уменьшение тепловых зазоров отрицательно сказывается на работе механизма газораспределения и двигателя в целом.
При слишком больших зазорах растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов. При очень малых зазорах и их отсутствии не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности.
Клапаны перегреваются, что может повлечь за собой прогар фасок. При отсутствии зазора появляются задиры на тарелке толкателя и рабочей поверхности кулачка распределительного вала.
Регулирование тепловых зазоров в механизме газораспределения необходимо проводить на холодном двигателе не ранее, чем через 30 мин после останова, при этом подачу топлива нужно отключить.
Тепловые зазоры регулируют одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим, во время тактов сжатия (рабочего хода) в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты.
При регулировке коленчатый вал устанавливается последовательно в положения I-IV, которые определяются его поворотом относительно положения начала впрыскивания в первом цилиндре на угол, указанный ниже.
Впрыскивание топлива в первом цилиндре двигателя начинается, когда фиксатор маховика входит в зацепление с маховиком, а метка II на фланце ведомой полумуфты и указатель I на корпусе ТНВД совмещены (см. рисунок — Привод ТНВД двигателя мод. 740.30).
Схема нумерации цилиндров двигателя приведена на рисунке (см. ниже).
Положение коленчатого вала |
I |
II |
III |
IV |
Угол поворота коленчатого вала, ° |
60 |
240 |
420 |
600 |
Номера цилиндров регулируемых клапанов |
1; 5 |
4; 2 |
6; 3 |
7; 8 |
Рисунок 88 —
Схема нумерации цилиндров двигателя и расположение секций ТНВД
1 — двигатель;
2 — ТНВД
При каждом положении коленчатого вала регулировать одновременно зазоры клапанов двух цилиндров в порядке их работы.
Тепловые зазоры регулировать в следующем порядке:
- снять крышки головок цилиндров;
- проверить момент затяжки и при необходимости затянуть болты крепления головок цилиндров в порядке, указанном на Рисунке 78 — Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра. Момент затяжки 160-180 Н.м (16-18 кгс.м);
- оттянуть фиксатор, смонтированный на картере маховика, повернув его на 90°, и установить его в нижнее положение;
- снять крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком);
- вставляя ломик в отверстие на маховике, проворачивать коленчатый вал, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком;
- проверить положение установочной метки II на фланце ведомой полумуфты и
указателя I на корпусе ТНВД
— они должны совместиться. Это положение коленчатого вала соответствует
началу подачи топлива в первом цилиндре. При этом шпонка на ведущей полумуфте
при закрытых клапанах первого цилиндра должна находиться в горизонтальной
плоскости на стороне восьмого цилиндра (как показано на рисунке — Привод
ТНВД двигателя мод. 740.30).
Для двигателя мод. 740.11-240 регулировку зазоров проверять по совпадению меток на торце корпуса автоматической муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведомой полумуфты привода ТНВД. Метки должны находиться в верхнем положении, как показано на рисунке — Привод ТНВД двигателя мод. 740.11);
Если указатель и метка не совпадают, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком — провернуть коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика) на угол 60° (угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует 30°), т. е. в положение I, при этом клапаны первого и пятого цилиндров должны быть закрыты (штанги клапанов легко проворачиваются от усилия руки); - проверить момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых
цилиндров и при необходимости затянуть.
Момент должен быть в пределах 41,2-53 Н.м (4,2-5,4 кгс.м); - проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов
регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные ниже пределы, их
нужно отрегулировать, для чего необходимо ослабить контровочную гайку
регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной величины и, вращая винт
отверткой, установить требуемый зазор. Придерживая винт отверткой, затянуть
гайку и проверить щупом зазоры между носками коромысел и торцами стержней
клапанов первого и пятого цилиндров.
Щупы толщиной 0,25 мм для впускного и 0,35 мм для выпускного клапанов должны проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного — с усилием (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого ряда — выпускные). Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33-41 Н.м (3,4-4,2 кгс.м); - дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме проводить попарно в цилиндрах: четвертом и втором (положение II); шестом и третьем (положение III); седьмом и восьмом (положение IV), проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180°;
- установить крышки головок цилиндров;
- пустить двигатель и проверить его работу. При правильно отрегулированных зазорах стуков в клапанном механизме не должно быть;
- установить крышку люка картера сцепления и крышки головок цилиндров.