Товар в корзине!

Вы не зарегистрировались на сайте.
Ваша корзина не сохранится после сессии.

Для постоянной работы с сайтом необходимо зарегистрироваться.

Тракбус
Запчасти к автобусам НЕФАЗ и ЛИАЗ
Качественные запчасти к автобусам НЕФАЗ и ЛИАЗ от надёжной компании!
Тракбус
Набережные Челны

Работа электропневмопривода коробки передач

Подзаголовок сайта

 

Конструкция электропневмопривода коробки передач предусматривает 2 режима работы: основной и резервный.

Основной режим работы

Для того, чтобы начать работу с электропневмоприводом коробки передач в основном режиме, включите тумблер питания 1 (Рисунок 331) на блоке контроля, предварительно включив выключатель массы АТС.

После включения питания ЭПП на блоке контроля должны загореться индикаторы состояния коробки передач, соответствующие нейтрали в коробке передач (см. Таблица 49).

Если в коробке передач включена не нейтраль, то необходимо выжать сцепление и перевести РУКП в положение нейтрали и убедиться, что включилась нейтраль по индикаторам блока контроля.

Далее можно заводить двигатель и после того, как давление в пневмосистеме АТС достигнет номинального значения, можно включать передачи в коробке передач.

Если в коробке передач включена не нейтраль (см. Таблица 49) и давления воздуха недостаточно для включения нейтрали, то перед тем, как завести двигатель, необходимо выключить питание ЭПП и выжать сцепление. Сцепление необходимо держать выжатым до тех пор, пока давление в пневмосистеме АТС не достигнет номинального значения. Затем, не отпуская педали сцепления, включить питание ЭПП и включить нейтраль. Если сцепление не удается выжать из-за отсутствия воздуха, то необходимо подвести воздух на вход крана 28 от дополнительного источника воздуха или установить нейтраль в коробке передач вручную, сняв ИМКП, при этом при установке ИМКП на коробку передач рычаг 6 (см. Рисунок 327) должен быть установлен тоже в положении нейтрали (по центру).

Все операции по управлению коробкой передач можно производить только при полностью выжатой педали сцепления, когда горит индикатор состояния сцепления.

Сцепление можно отпускать только после того, как процесс включения передачи полностью завершен — комбинация горящих индикаторов состояния коробки передач соответствует включаемой передаче (см. Таблица 49).

Выбор следующей передачи (перемещение рукоятки РУКП влево или вправо) можно производить только после того, как процесс включения нейтрали полностью завершен — комбинация горящих индикаторов состояния коробки передач соответствует нейтрали.

Для включения нейтрали (пример приведен для коробки передач КамАЗ-14):

  • рычаг управления коробкой передач перевести в положение нейтрали;
  • убедиться, что включилась нейтраль (см. Таблица 49).

Для включения передачи заднего хода:

  • убедиться, что в коробке передач включена нейтраль (см. Таблица 49);
  • рычаг управления коробкой передач перевести влево до упора;
  • после загорания левого индикатора состояния коробки передач рычаг управления коробкой передач перевести назад до упора;
  • убедиться, что включилась передача заднего хода (см. Таблица 49).

Для включения 1 передачи:

  • убедиться, что в коробке передач включена нейтраль (см. Таблица 49);
  • рычаг управления коробкой передач перевести влево до упора;
  • после загорания левого индикатора состояния коробки передач рычаг управления коробкой передач перевести вперед до упора;
  • убедиться, что включилась 1 передача (см. Таблица 49).

Для включения 2 передачи:

  • убедиться, что в коробке передач включена нейтраль (см. Таблица 49);
  • рычаг управления коробкой передач перевести в среднее положение;
  • после того, как и левый и правый индикаторы состояния коробки передач погасли, рычаг управления коробкой передач перевести вперед до упора;
  • убедиться, что включилась 2 передача (см. Таблица 49).

Для включения 3 передачи:

  • убедиться, что в коробке передач включена нейтраль (см. Таблица 49);
  • рычаг управления коробкой передач перевести в среднее положение;
  • после того, как и левый и правый индикаторы состояния коробки передач погасли, рычаг управления коробкой передач перевести назад до упора
  • убедиться, что включилась 3 передача (см. Таблица 49).

Для включения 4 передачи:

  • убедиться, что в коробке передач включена нейтраль (см. Таблица 49);
  • рычаг управления коробкой передач перевести вправо до упора;
  • после загорания правого индикатора состояния коробки передач рычаг управления коробкой передач перевести вперед до упора;
  • убедиться, что включилась 4 передача (см. Таблица 49).

Для включения 5 передачи:

  • убедиться, что в коробке передач включена нейтраль (см. Таблица 49);
  • рычаг управления коробкой передач перевести вправо до упора;
  • после загорания правого индикатора состояния коробки передач рычаг управления коробкой передач перевести назад до упора;
  • убедиться, что включилась 5 передача (см. Таблица 49).

На стоянке обязательно включите нейтраль в коробке передач и выключите тумблер питания ЭПП.

Таблица 49

Номер передачи в коробке передач

Состояние индикаторов

КП КамАЗ-14

КП КамАЗ-141

КП ЯМЗ-236

Нейтраль
выбран шток 2/3 передач


выбран шток 4/5 передач



выбран шток 1/R передач


○●○


○●●


●●○


○●○


○●●


●●○


○●○


○●●


●●○

Задний ход


●○○


●○○


●○○

Первая


●○○


●○○


●○○

Вторая


○○○


○○○


○○○

Третья


○○○


○○○


○○○

Четвертая


○○●


○○●


○○●

Пятая


○○●


○○●


○○●

Резервный режим

Для перехода в резервный режим необходимо заглушить двигатель, выключить «массу», отсоединить разъем Х2 от рычага управления коробкой передач и разъем X1 от блока контроля (см. Рисунок 324). Разъем X1 присоединить к рычагу управления коробкой передач.

Переключение передач производится так же, как и при работе в основном режиме, только все операции необходимо производить с паузой порядка 1 сек.

Например, для переключения с первой передачи на вторую (для коробки передач КамАЗ-14), необходимо:

  • выжать полностью педаль сцепления;
  • рукоятку РУКП перевести в положение нейтрали;
  • выждать паузу порядка 1 сек.;
  • рукоятку РУКП перевести в среднее положение;
  • выждать паузу порядка 1 сек.;
  • рукоятку РУКП перевести вперед до упора;
  • выждать паузу порядка 1 сек.;
  • плавно отпустить педаль сцепления.

При отпускании педали сцепления после включения нейтрали необходимо проявлять повышенное внимание, чтобы убедиться, что нейтраль действительно включилась, так как в резервном режиме работы индикация о состоянии коробки передач отсутствует.

Резервный режим следует использовать при выходе из строя блока контроля, причем непродолжительное время, только лишь для того, чтобы доехать до места стоянки или ремонта.

Запрещается использовать резервный режим работы в случаях возникновения коротких замыканий в цепях ЭПП, о чем свидетельствует загорание или мигание индикатора короткого замыкания 3 (см. Рисунок 331) на блоке контроля.