Товар в корзине!

Вы не зарегистрировались на сайте.
Ваша корзина не сохранится после сессии.

Для постоянной работы с сайтом необходимо зарегистрироваться.

Тракбус
Запчасти к автобусам НЕФАЗ и ЛИАЗ
Качественные запчасти к автобусам НЕФАЗ и ЛИАЗ от надёжной компании!
Тракбус
Набережные Челны

Вождение автобуса Нефаз

Подзаголовок сайта

 

При правильном вождении автобуса Нефаз увеличивается средняя скорость движения, снижается расход топлива, повышаются эффективность использования шасси и срок его службы. Перед началом движения следует прогреть двигатель.

Начинать движение можно только после того, как прекратится подача звукового сигнала (зуммера) и погаснут сигнализаторы, что свидетельствует о заполнении привода тормозной системы сжатым воздухом.

При трогании с места нужно включить первую передачу. Переключение передач следует производить плавно, обязательно выключив сцепление. При этом рекомендуется кратковременно задержать рычаг переключения передач в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, нельзя включать передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании автобуса с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу.

Передачи выбираются в зависимости от дорожных условий и загруженности автобуса.

При выборе момента переключения передач и скорости движения для лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств нужно контролировать частоту вращения коленчатого вала по тахометру. Во всех режимах движения нужно ориентироваться на зеленое поле указателя тахометра.

Максимальную мощность двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 2200 мин-1.

Скорость движения на маршруте должна выбираться с учетом наиболее экономичного режима работы двигателя — при частоте вращения коленчатого вала 1600-1800 мин-1.

Длительная езда с использованием максимальной мощности двигателя приводит к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя. Превышение предельной частоты вращения коленчатого вала недопустимо из-за возможной поломки двигателя.

Следует помнить, что максимальный крутящий момент (предельное тяговое усилие) двигатель развивает при частоте вращения коленчатого вала 1200-1600 мин-1. При дальнейшем снижении частоты вращения от нагрузки теряется мощность и требуются дополнительные затраты энергии на разгон автобуса.

При разгоне автобуса не рекомендуется переходить на последующую передачу до тех пор, пока скорость движения на данной передаче не возрастет до максимальной.

При переходе со второй передачи на первую применяется двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива при нейтральном положении рычага коробки передач. Масса перевозимых пассажиров не должна превышать установленной нормы, т. к. перегрузка влияет на безопасность движения. Останавливать автобус на подъеме или спуске не рекомендуется. При вынужденной остановке для предотвращения скатывания автобуса нужно включить стояночную тормозную систему, включить первую передачу в коробке передач и подложить противооткатные клинья под задние колеса автобуса.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, надо немедленно остановить автобус для их устранения и включить систему аварийной сигнализации. Контролировать состояние всех систем автобуса позволяют контрольные приборы и сигнализаторы. Необходимо следить за их показаниями и своевременно устранять неисправности.

Движение на подъемах необходимо осуществлять с учетом следующих рекомендаций. Короткие подъемы на хороших дорогах преодолевать, используя запас скорости.

Крутые или затяжные подъемы следует преодолевать на низших передачах в коробке передач, учитывая при выборе передачи загруженность автобуса, длину и крутизну подъема. По возможности использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок. Если по каким-либо причинам не удалось преодолеть подъем, нужно медленно спустить автобус задним ходом вниз для новой попытки.

При движении на спусках запрещается выключать двигатель, так как при движении накатом выключаются рулевой гидроусилитель и компрессор пневмопривода тормозной системы автобуса.

Для замедления движения на спуске надо пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая автобус рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сцепление и переключать передачи.

Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательны. Перед троганием автобуса с места на скользком участке дороги должен быть заблокирован межколесный дифференциал. При этом загорается сигнализатор и горит все время, пока дифференциал заблокирован. После прохождения скользкого участка дороги нужно притормозить и немедленно разблокировать дифференциал. Если автобус забуксовал, следует затормозить колеса автобуса, заблокировать дифференциал, включить вторую передачу и при возможно малой частоте вращения коленчатого вала двигателя (такой, чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления. Если автобус продолжает буксовать, нужно расчистить колею под колесами.

При движении в ненастную погоду не следует забывать просушивать тормозные механизмы торможением. При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.

Длительная эксплуатация автобуса с неработающим гидроусилителем не допускается.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя надо выполнить следующее:

  • соединить шлангом трубку высокого давления, идущую от насоса, со шлангом бачка;
  • заглушить нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя деревянными пробками;
  • долить в бачок насоса масло, доведя его уровень до метки на корпусе бачка. Допускается заливка масла, применяемого для двигателя, с заменой его на базе;
  • двигаться при работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, следя за температурой масла в бачке. При нагреве масла до температуры 100 °С надо остановить автобус и охладить масло.

Особенности вождения автобусов с ГМП:

При трогании с места необходимо включить на контроллере клавишу, соответствующую выбранному режиму движения (см. Руководство ГМП, подраздел «Режим движения», Приложение W.), через одну-две секунды отключить стояночную тормозную систему, нажать на педаль управления подачей топлива.

Перед началом движения задним ходом необходимо предварительно включить на контроллере клавишу «N», нажать на контроллере клавишу «R» и нажать кнопку разблокировки заднего хода.

Если автобус стоит на подъеме, то следует увеличить подачу топлива перед отключением стояночного тормоза, чтобы автобус при трогании с места не откатывался назад.

Предупреждение. Будьте осторожны при трогании с места на крутых подъемах. Отпускайте рукоятку включения стояночной тормозной системы после того, как начали нажимать на педаль управления подачей топлива, тогда к моменту растормаживания автобуса в ГМП уже включится первая передача.

Внимание. Не нажимайте на педаль управления подачей топлива одновременно или до включения клавиши контроллера. Если совершена эта ошибка и передача не включается, следует сбавить частоту вращения двигателя до холостого хода (отпустить педаль управления подачей топлива), нажать на клавишу «N» контроллера и после этого вновь нажать клавишу выбранного режима работы.

Для остановки автобуса следует отпустить педаль управления подачей топлива и остановить автобус одним из описанных ниже способов торможения. Автобус может быть остановлен в любой момент, независимо от того, какая клавиша включена на контроллере. При этом в ГМП автоматически включается первая передача, соответствующая началу движения.

Если одновременно выполнены три условия — автобус остановлен, приведена в действие тормозная система и отпущена педаль управления подачей топлива, то в ГМП автоматически включается нейтраль. Поэтому при кратковременной остановке клавиша выбранного режима может оставаться включенной.

При длительной остановке автобус должен быть заторможен стояночной тормозной системой, а в ГМП включена нейтраль (нажата клавиша «N»).

Предупреждение. В автобусах с ГМП между двигателем и ведущими колесами нет жесткой механической связи и в отличие от автобусов с механическими коробками передач их нельзя удержать «на передаче» даже при незначительном уклоне.