Товар в корзине!

Вы не зарегистрировались на сайте.
Ваша корзина не сохранится после сессии.

Для постоянной работы с сайтом необходимо зарегистрироваться.

Тракбус
Запчасти к автобусам НЕФАЗ и ЛИАЗ
Качественные запчасти к автобусам НЕФАЗ и ЛИАЗ от надёжной компании!
Тракбус
Набережные Челны

Органы управления и контрольно-измерительные приборы автобусных шасси КАМАЗ

Подзаголовок сайта

 

Органы управления. На полу фермы рулевого управления шасси установлена педаль управления подачей топлива и кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой (на шасси с ГМП кнопка служит для останова двигателя). Педаль сцепления и тормозная педаль — подвесного типа. На полу шасси с ГМП установлена педаль управления подачей топлива с датчиком «кик-даун». Тормозная педаль ф. «Wabco...» — подвесного типа. На кронштейне крана стояночной тормозной системы под панелью приборов расположен выключатель управления гидрозамедлителем (остальное см. в разделе «Управление ГМП»).

Кнопки управления гидромеханической подачей (ГМП) находятся на клавишном переключателе (контроллере), расположенном под панелью щитка приборов с правой стороны.

Рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.

Рукоятка крана управления стояночной тормозной системой расположена на кронштейне под панелью приборов. Она имеет два положения — фиксированное «Заторможено» и «Отторможено». В любом промежуточном положении включена запасная тормозная система. Для включения стояночной тормозной системы надо перевести рукоятку крана в положение «Заторможено» и зафиксировать. Вытянув ее, для выключения — снова вытянуть и перевести в положение «Отторможено».

Рукоятка включения останова двигателя расположена в моторном отсеке с правой стороны. Для останова двигателя нужно вытянуть рукоятку с тросиком. Повторный запуск двигателя осуществляется поворотом ключа выключателя приборов и стартера. Для аварийного останова двигателя служит выключатель 17 (см. Рисунок 7 — Панель щитка приборов) с фиксатором, расположенный на панели щитка приборов (на шасси установка щитка приборов - технологическая).

Комбинированный переключатель (Рисунок 6 — Положения рычагов комбинированного переключателя) закреплен на рулевой колонке под рулевым колесом. Он состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.


Рисунок 6 — Положения рычагов комбинированного переключателя
I — включен указатель правого поворота; II — включен указатель правого поворота (нефиксированное положение); III — включен указатель левого поворота (нефиксированное положение); IV — включен указатель левого поворота; V — мигание дальним светом; VI — включен дальний свет; О — все выключено; А — первая скорость стеклоочистителя; В — вторая скорость стеклоочистителя; С — прерывистый режим работы стеклоочистителя; D — включен стеклоомыватель (нефиксированное положение)

Рычаг переключателя света и указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. Положения включения указателей правого и левого поворотов автобуса приведены на Рисунке 6 — Положения рычагов комбинированного переключателя. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автобуса по прямой.

При положении II центрального переключателя 3 (см. Рисунок 7 — Панель щитка приборов) света включается ближний свет фар. В положении VI рычага переключателя света (см. Рисунок 1 — Габаритные размеры шасси КАМАЗ-5297) дальний свет фар включается при включенном центральном переключателе света. Кроме того, имеется нефиксированное положение V рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.

Рычаг переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положения, указанные на Рисунке 6 — Положения рычагов комбинированного переключателя, включаются соответственно большая, малая скорости стеклоочистителя и омывателя. Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов комбинированного переключателя по направлению к рулевой колонке.

Выключатель 20 ЭФУ (см. Рисунок 7 — Панель щитка приборов), который имеет нефиксированное положение — включение ЭФУ. При нажатии кнопки выключателя через 60-90 с должен загореться сигнализатор готовности системы к пуску двигателя в левом блоке 12 сигнализаторов.

Кнопка 1 дистанционного выключения аккумуляторных батарей. При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии — выключаются.

Выключателями 2 и 22 пользуются при включении топливозаборника с электроподогревом и при включении нагревательного элемента подогрева топлива, установленного в фильтре тонкой очистки топлива.

Центральный переключатель 3 света, при включении которого в положение I включается освещение панели приборов и габаритные огни, во II — габаритные огни и ближний свет фар.

Выключателем 4 включается муфта вентилятора системы охлаждения двигателя.

Выключатель 5 МКД. О включении межколесного дифференциала сигнализирует контрольная лампа, расположенная в левом блоке 12. Блокировка включена в положении «Скользкая дорога».

Не фиксированный выключатель 6 АБС служит для проверки работоспособности антиблокировочной системы.

Контрольная лампа АБС 7 загорается при повороте выключателя приборов и стартера в положение I. Через некоторое время лампа гаснет, что свидетельствует об исправной работе системы АБС. В случае неисправности системы — лампочка горит.

Сигнализаторы 8 и 10 свидетельствуют об исправности электронного блока управления ГМП и о состоянии масла в картере ГМП.

Сигнализатор 9 засоренности воздухоочистителя загорается при подаче сигнала от датчика, расположенного на трубопроводе, соединяющем двигатель с воздухоочистителем.

Спидометр 11 электронный, указывающий скорость автобуса (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег (км). Возможна установка тахографа.

Тахограф KIENZLE (Германия), предназначенный для регистрации скорости автобуса (км/ч), времени в часах и минутах, пройденного пути (км), превышения заданной скорости движения (загорается красный светофильтр сигнализатора).

Тахометр 13, показывающий частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин-1). При движении автобуса стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля — при потере двигателем мощности, увеличивается расход топлива — стрелка находится на черном поле. На красные поля стрелка заходить не должна — опасные для двигателя режимы!

Комбинация приборов 14, объединяющая в себе:

  • указатель напряжения, показывающий напряжение в бортовой сети автобуса;
  • указатель давления масла служит для определения давления в смазочной системе двигателя (кгс/см2). В шкалу указателя встроен красный светофильтр сигнализатора, который загорается при снижении давления в смазочной системе до 39-78 кПа (0,4-0,8 кгс/см2). Дублируется звуковым сигналом (зуммером);
  • указатель уровня топлива фиксирует количество топлива в баке. В шкалу встроен оранжевый светофильтр сигнализатора, который загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его вместимости;
  • указатель температуры охлаждающей жидкости служит для определения температуры жидкости в системе охлаждения, которая должна быть в пределах 80-98 °С.

Рисунок 7 — Панель щитка приборов
1 — кнопочный выключатель АКБ; 2 — выключатель электроподогрева забора топлива; 3 — центральный переключатель света; 4 — выключатель муфты вентилятора; 5 — выключатель межколесного дифференциала (МКД); 6 — выключатель АБС; 7 — сигнализатор включения АБС; 8 — сигнализатор перегрева масла в ГМП; 9 — сигнализатор засоренности воздухоочистителя; 10 — центральная сигнальная лампа исправности блока управления ГМП; 11 — электронный спидометр (или тахограф «Kienzle»); 12, 15 — блоки контрольных ламп; 13 — электронный тахометр; 14 — комбинация приборов; 16 — указатель давления в пневмосистеме; 17 — клавиша (с фиксатором) включения аварийного останова двигателя; 18 — выключатель освещения панели приборов; 19 — выключатель аварийной сигнализации; 20 — выключатель ЭФУ; 21 — выключатель подогрева фильтра очистки топлива «Separ» (при установке); 22 — выключатель нагревательного элемента подогрева топлива в фильтре тонкой очистки топлива

В шкалу указателя встроен красный светофильтр сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости, который загорается при температуре 98-104 °С. Дублируется звуковым сигналом (зуммером).

На рисунке ниже приведена расшифровка зон указателей комбинации приборов.


Рисунок 8 — Зоны шкалы указателей комбинации приборов

Шкалы указателей приборов представлены в виде цветовых зон, каждая из которых имеет интервал значений контролируемого параметра. В приведенной таблице указаны интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов.

Указатель давления воздуха в пневмосистеме (манометр 16, см. Рисунок 7 — Панель щитка приборов), который имеет две шкалы: верхняя шкала показывает давление в контуре I пневмопривода рабочей тормозной системы, нижняя — в контуре II.

Номинальное давление воздуха в пневмоприводе — 65-80 кПа (6,5-8,0 кгс/см2).

Регулятором 18 освещения панели приборов включают и регулируют степень освещенности приборов.

Включатель 19 системы аварийной сигнализации. При включении начинают работать в прерывистом режиме все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в рукоятку.

Выключателем 21 включается подогрев фильтра очистки топлива «Separ 2000».

Блоки сигнализаторов 12 и 15 расположены в верхней части панели приборов. В левом блоке 12 сигнализаторов расположены: выключатель, служащий для проверки исправности левого блока сигнализаторов; два сигнализатора являются резервными; один сигнализатор загорается при включении МКД; сигнализаторы со стрелками загораются при включении указателей правого или левого поворотов автобуса (шасси) и контролируют исправность ламп указателей поворота, имеют зеленые светофильтры с символом; сигнализатор готовности к работе ЭФУ, имеющий оранжевый светофильтр.

В правом блоке 15 сигнализаторов расположены: выключатель, служащий для проверки исправности правого блока сигнализаторов; сигнализатор температуры перегрева масла, имеет светофильтр красного цвета с символом; четыре сигнализатора загораются при падении давления воздуха в контурах I, II, III и IV пневмопривода тормозной системы, они имеют красные светофильтры с символами, при загорании сигнализаторов звучит звуковой сигнал (зуммер). Сигнализатор с символом «Р» загорается прерывистым светом при включении стояночной тормозной системы, имеет красный светофильтр с символом.

Для запуска двигателя из моторного отсека предусмотрена установка щитка дистанционным управлением двигателя (см. Рисунок 9 — Щиток дистанционным управлением двигателя).


Рисунок 9 — Щиток дистанционным управлением двигателя
1 — сигнализатор ЭФУ; 2 — сигнализатор охлаждающей жидкости; 3 — сигнализатор давления масла; 4 — лампа включения нейтрали; 5 — выключатель приборов и стартера ВК354О; 6 — выключатель «массы»; 7 — выключатель ЭФУ; 8 — заглушка; 9 — корпус щитка