Подзаголовок сайта
Проверить и отрегулировать топливный насос высокого давления
В процессе эксплуатации топливного насоса высокого давления при износе основных деталей нарушаются регулировочные параметры ТНВД.
Для снижения износов прецизионных деталей не допускается работа ТНВД без фильтрующих элементов или с засоренными фильтрами тонкой очистки топлива.
При необходимости или через первые 100000 км пробега автобуса необходимо снять ТНВД с двигателя и проверить его на соответствие технических требований.
Проверка и при необходимости регулирование топливного насоса должна выполняться один раз в два года квалифицированными специалистами в условиях мастерской на специальном регулировочном стенде, оборудованном приборами и приспособлениями в соответствии с требованиями ГОСТ 10578-96.
Испытания топливных насосов следует проводить на дизельном топливе марки Л по ГОСТ 305-82 или на технологической жидкости, имеющей вязкость 3,5-5 мм2/с (сСт) при температуре 25-30 °С.
Температура дизельного топлива на входе в ТНВД при контроле цикловых подач должна быть 25-30 °С.
Полость насоса заполняйте маслом до уровня сливного отверстия на задней крышке регулятора через отверстие на верхней крышке, закрытое пробкой (см. рисунок — Крышка регулятора ТНВД). Сливное отверстие на время регулирования заглушите. Регулируйте насос с рабочим комплектом проверенных форсунок, соединенных с секциями насоса. Форсунки устанавливайте на двигатель в порядке их соединения с секциями насоса при его регулировании. Стендовые топливопроводы высокого давления должны иметь длину 615-621 мм и объем 1,8-2,0 см3.
Величину и равномерность подачи топлива регулируйте при температуре топлива перед фильтром 25-30 °С, давлении на входе в насос 147,1-186,3 кПа (1,5-1,9 кгс/см2) и частоте вращения кулачкового вала 1300 мин-1. Если давление отличается от указанного, выверните пробку перепускного клапана 1 и шайбами отрегулируйте давление открытия. Начало подачи топлива регулируйте, заглушив отверстие перепускного клапана резьбовой пробкой M14×1,5.
Проверка на стенде технического состояния ТНВД двигателей мод. 740.30-260 и 740.31-240
Проверка на стенде технического состояния ТНВД двигателей мод. 740.30-260 и 740.31-240 проводится с учетом наличия корректора по давлению наддувочного воздуха.
Ход плунжера в восьмой секции из нижнего крайнего положения до геометрического начала нагнетания 5,65 ± 0,05 мм.
Давление, соответствующее началу открывания нагнетательных клапанов, — 0,04-0,075 МПа (0,4-0,75 кгс/см2).
Отклонение начала подачи топлива секциями насоса высокого давления относительно начала подачи топлива восьмой секцией допускается не более ± 0°30`.
Порядок работы секций насоса |
8 |
4 |
5 |
7 |
3 |
6 |
2 |
Углы поворота кулачкового вала, |
0 |
45 |
90 |
135 |
180 |
225 |
270 |
Частота вращения кулачкового вала, соответствующая режиму минимального холостого хода, — 300 мин-1. Цикловая подача топлива на режиме минимального холостого хода — 15-20 мм3/цикл.
Частота вращения выключения подачи топлива регулятором при положении рычага управления регулятором, соответствующем минимальному скоростному режиму, должна быть не более 470 мин-1.
Давление топлива на входе в ТНВД на режимах от максимального крутящего момента до номинального должно быть 0,13-0,19 МПа (1,3-1,9 кгс/см2).
Объемная подача топливоподкачивающего насоса при частоте рабочих циклов 1100-1300 мин-1, разрежении на всасывании не менее 0,02 МПа (0,2 кгс/см2) и противодавлении не менее 0,125 МПа (1,25 кгс/см2) должна быть не менее 3,5 л/мин.
При положении рычага управления регулятором, соответствующем максимальному скоростному режиму, должны выполняться следующие условия:
- средняя цикловая подача топлива (ЦПТ) на пусковом режиме (частота вращения кулачкового вала 100 ± 10 мин-1) должна быть 195-220 мм3/цикл;
- частота вращения автоматического выключения пусковой подачи топлива регулятором должна быть 280-330 мин-1;
- частота вращения начала действия регулятора должна быть 1140-1160 мин-1 при давлениях масла на входе в корректор 0,25 ± 0,05 МПа (2,5 ± 0,5 кгс/см2) и воздуха в корректоре 0,08-0,10 МПа (0,8-1,0 кгс/см2);
- максимальная частота вращения автоматического выключения подачи топлива регулятором с номинального режима должна быть не более 1280 мин-1;
- средние ЦПТ, а также неравномерность подачи топлива по секциям ТНВД в зависимости от частоты вращения кулачкового вала и давления воздуха в корректоре по давлению наддувочного воздуха должны соответствовать (при давлении масла на входе в корректор 0,25 ± 0,05 МПа (0,25 ± 0,5 кгс/см2) следующим значениям:
Таблица 17 — Средние цикловые подачи (ЦПТ) и неравномерность подачи топлива секциями ТНВД
Частота вращения |
Давление воздуха в |
Средняя ЦПТ секциями насоса, |
Неравномерность подачи топлива | |
мод. 740.30-260 |
мод. 740.31-240 | |||
1100 ± 10 |
0,08-0,10 (0,8-1,0) |
104-108 |
99-103 |
6 |
700 ± 10 |
114-121 |
103-110 |
8 | |
500 ± 10 |
103-114 |
95-105 |
14 | |
500 ± 10 |
0 |
65-75 |
70-80 |
16 |
Разрежение на всасывании, создаваемое топливоподкачивающим насосом при полностью перекрытом сечении подводящего топливопровода, при частоте рабочих циклов 1100-1300 мин-1, должно быть не менее 0,064 МПа (0,64 кгс/см2).
Максимальное давление, создаваемое топливоподкачивающим насосом при закрытом нагнетательном трубопроводе, при частоте рабочих циклов 1100-1300 мин-1, должно быть не менее 0,6 МПа (6,0 кгс/см2).
Перед установкой ТНВД на двигатель нужно провернуть коленчатый вал по ходу вращения так, пока шпонка вала ведомой шестерни не окажется в горизонтальном положении слева (если смотреть со стороны маховика), а фиксатор не войдет в паз на маховике. При этом следует совместить установочную метку II на фланце ведомой полумуфты с указателем I на корпусе ТНВД.